Добрый день всем родителям!
Итак, детоцентризм!
Как много вы встречаете литературы про материнское выгорание? Согласна, очень мало. При этом фразы там стандартны в духе:
Сходите прогуляйтесь в город
Выпейте чашку кофе, съешьте пирожное
Делегируйте полномочия
Разделите дела на важные и срочные, неважные и срочные, важные и несрочные, неважные и несрочные
Ребята, не работает!!!
Я каждые выходные выходила гулять в город, но постоянно думала о ребенке, а спустя пару часов возвращалась домой к младенчику, и ресурса как не бывало!
Зато литературы про воспитание и развитие детей превеликое множество!
Признаться, я не очень люблю специализированную психологическую литературу о воспитании детей (диплом педагога-психолога имеется в наличии). Ребенок уникален, как уникальны его родители, и читать книги, стремящиеся подогнать нас под определенные стандарты, нужно лишь для общего развития. Все взрослые знают, что хорошо, а что плохо, но в нашей жизни слишком много других факторов.
Возьмем женщину, в одиночку воспитывающую одного ребенка/двоих детей. Она знает, как правильно надо воспитывать детей, но у нее есть сложная работа с 8 до 17, потом сад/школа, магазин, готовка, стирка, уборка. А назавтра - то же самое. И так 5 дней в неделю. Чтобы более-менее правильно и здорово воспитывать детей, родитель должен быть в ресурсе. О каком ресурсе может идти речь в этой ситуации?
Нас никто не учил родительству. Наших родителей - тем более. При этом эта работа тяжелая, изнуряющая, без выходных. Это гиперответственность. От нас требуется контейнирование, принятие, активное слушание, включение в ситуацию 24/7. Где время на себя? На супруга? На быт? Работу? Как соблюсти баланс?
Кажется, тут может назреть конкретный невроз!
Мне нравится фраза:
не надо воспитывать своих детей - все равно они будут похожи на вас
А еще:
сапожник без сапог
И еще:
от нас ждут подвигов на работе, будто у нас нет детей, и подвигов дома, будто у нас нет работы
То есть мы можем быть суперскими педагогами и чудесными родителями троих детей, а наш ребеночек может драться, плеваться и ругаться матом (например, у мамы-филолога). Бывает и такое, когда у прекрасных родителей вырастает сын-алкоголик, дебошир и уголовник.
Опять же, ребенок не живет только в семье - он ходит в сад, в школу:
Невозможно жить в обществе и быть свободным от него
Книгу я получила для прочтения от садовского педагога-психолога. Наслышана была о ней ранее, но не читала.
Это второе издание, 2004 года, первое было издано в 1997 году.
Читала на работе в выходной день. Дома это делать невозможно! Во-первых, куча домашних дел, во-вторых, включение в детские дела и вопросы.
Понравилась легкость в чтении. Книга будет понятна не специалистам, хотя написана профессором психологии. Язык ясен и понятен.
Очень много практических заданий - даже у меня, скептика, они вызвали одобрение: я реально увидела свои ошибки!
Сказано много и про дисциплину, наказания, правила, требования, запреты. Тут я соглашусь безоговорочно!
наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое
Книга построена на уроках и домашних заданиях. В конце каждого урока есть правильные ответы!
Затем встречаются вопросы родителей, выдержки из писем.
Приведены примеры пользы Я-сообщений.
При этом встречались и эпизоды, вызывающие недоумение.
Часть 1, урок 5. Активное слушание.
Трехлетний сын: Он отнял мою машинку!
Мама: Ты очень огорчен и рассержен!
Точка. Что с этим чувством огорчения трехлетнему малышу делать, непонятно! Про кризис трехлетнего возраста вообще никто не слышал. Отлично! Проблема решена! Оказывается, быть родителем - это легко и просто!
Или же великолепная картинка. На одной мама в фартуке на кухне, на другой - папа с газетой в кресле. Кратенькая иллюстрация счастливой семейной жизни!
Ну, или история про самостоятельно гуляющего шестилетку, который не вернулся вовремя домой (время он должен был спросить у прохожих) и которого мама "выдрала ремнем". В наши дни на маму бы завели УД за оставление ребенка в опасности (я молчу про осуждение мамы за наказание ремнем), ребенка поставили бы в СОП. Вот и сказочке конец!
Или же вот - воспитательница обзывает девочку, мама находится в позиции активного слушателя:
Конфликт исчерпан, проблема решена!
Встречаются ошибки!
Прийдя
жаренная картошка
Не деепричастный оборот!
Причем следующее предложение уже фигурирует со словом "жареная"
Издана книга в Москве. Неужели там не нашлось нормального корректора?
Таким образом, отношение к книге двоякое. Вроде и полезного много, а вроде и откровенно вредного полно!
К тому же, есть чувство, что книга устарела. Хотя актуальность присутствует!
Время сейчас более стремительное.
В общем, если Вам совсем нечем заняться и есть лишних пару часов, то можете развлечь себя прочтением данной книги!