Советскую версию этого фильма я стала смотреть с целью сравнения её с новым сериалом, который многие зрители и авторы отзывов очень сильно критикуют.
Классическая "Угрюм-река" была снята больше полувека назад и до сих пор вполне заслуженно считается эталонной экранизацией романа Вячеслава Шишкова.
Фильм чёрно-белый. Каждая из четырёх серий длится в среднем 1 час 15 минут.
Действующие лица следующие:
Прохор Громов - Георгий Епифанцев
Епифанцев, как и Горбатов в новой версии, гораздо старше своего персонажа. Поэтому обращение "Прошка" на протяжении половины фильма к такому взрослому дяде звучало как-то странно.
Анфиса Козырева - Людмила Чурсина
Роковая Анфиса должна выглядеть именно так. Красива, породиста, женственна.
Пётр Громов - Виктор Чекмарёв
Жадный самодур, отправивший собственнного сына на верную смерть.
Мария Громова - Валентина Владимирова
Любящая мать и покорная жена, не смеющая ни в чём противоречить своему мужу.
Ибрагим-оглы - Гиви Тохадзе
Один из немногих порядочных людей, которого угораздило связаться с непорядочной семьёй Громовых.
Илья Сохатых - Александр Демьяненко
Демьяненко бесподобен в роли услужливого приказчика.
Нина Куприянова - Валентина Иванова
Это вам не безликая С. Эрнст из новой версии. Эту актрису, как и многих в данном фильме, я видела впервые. Честно говоря, мне её героиня понравилась даже больше, чем Анфиса в исполнении Чурсиной.
Были в фильме и другие персонажи, а также прекрасные актёры, их сыгравшие:
Яков Куприянов - Владимир Емельянов
Иннокентий Груздев - Юрий Медведев
пристав Фёдор Амбреев - Евгений Весник
ссыльный Аркадий Шапошников - Анатолий Торопов
следователь Иван Голубев - Владимир Балашов
инженер Андрей Протасов - Павел Махотин
Отец Ипат - Иван Рыжов
Синильга - Нонна Тэн
Несмотря на неоспоримую художественную ценность данного произведения, смотреть его мне было довольно тяжело. Пришлось растянуть удовольствие на три дня. Во-первых, я уже отвыкла от чёрно-белого кино. Во-вторых, вплоть до убийства главной героини меня раздражали её взаимоотношения с Прохором Громовым. Анфиса его прямо-таки домогалась. А бедный Прошка уже не знал, как от неё избавиться.
И в-третьих, будто бы за кадром остался процесс превращения главного героя из любящего (по отношению к матери) и послушного (по отношению к отцу) сына в начале фильма, местами истеричного молодого человека в середине фильма сначала в предателя, а затем и вовсе в монстра ближе к концу фильма.
Если в новой версии Прохор с самого начала не производит впечатление положительного персонажа, то здесь он вполне себе хороший парень вплоть до суда в конце третьей серии, на котором и проявляется его гнилое нутро.