Буду краток - мне фильм очень понравился. Это при том, что я историк и трепетно отношусь к фильмам на историческую тематику. Тем не менее, после некоторого самостоятельного изучения вопроса - был ли роман между Матильдой и Николаем и как далеко он мог зайти, я сделал вывод - подробностей никто не знает, а значит, режиссёр имеет полное моральное право преподнести эту историю так, как он сам её увидел. Самое главное, не относиться к этой картине как к ожившему учебнику истории - это просто художественное произведение. И в качестве такового оно восхитительно! Это реально картина! Такие сочные, красивые краски - костюмы, интерьеры, пейзажи, портреты - мы словно заглядываем в какую-то картинную галерею, образы которой вдруг наполняются жизнью и начинают двигаться, разговаривать, любить, страдать... Матильда, на мой вкус, здесь очаровательна - лучше, чем была (если судить по сохранившимся фотографиям). Да и вообще актёры играют хорошо, легко, без напряга и выпендрёжа. Мне, например, понравился Евгений Миронов в его эпизодической роли - даже странно, чего это он на неё согласился, на него в последнее время был такой спрос... Но тут я наконец-то увидел не Е. Миронова в очередном кинообразе, а того героя, которого он играл. Тем-то и ценны такие роли, в которых артисты могут раскрыться и проявить себя.
Может ли этот фильм оскорбить? Я думаю, да. Есть фанатики, которые видят в Николае II не то, что святого, а чуть ли не второго Мессию. Они, конечно, могут быть недовольны. Весь вопрос, с какой стати все остальные должны близко к сердцу принимать чувства таких фанатиков?
Человек, который воспринимает образ Николая II без рабского придыхания и дрожи в коленках, вряд ли увидит здесь какой-то гнусный пасквиль. На мой взгляд, образ императора здесь передан с сочувствием. И в самом деле, я думаю, многие мужчины, да и женщины тоже, смогут понять душевные муки человека, разрывающегося между даже не любовью и долгом (как это показано в фильме), а между одной любовью (или влюблённостью) и другой любовью. И такое тоже бывает... Конечно, судя по всему, Николай искренне любил свою жену, принцессу Аликс, но с чего кто-то взял, что он не мог любить кого-то ещё?! Ну а детали... Детали да, приходится во многом выдумывать, в противном случае снять кино по этой истории было бы невозможным.
Ещё этот фильм хорошо ложиться в юбилей Великой Октябрьской революции. На ТВ крутят сериалы про революцию - голод, холод, нищета, грязь, жестокость... А тут - красота неземная. И этот контраст лучше всяких слов говорит о том, какая ситуация сложилась в России к началу революции, какая чудовищная пропасть лежала между верхами и низами общества. Надо сказать, что сейчас мы стремительно идём к тому, чтобы эта пропасть, ликвидированная большевикам, вновь углубилась до прежних значений. Чем сегодняшняя Россия отличается от "той, которую мы потеряли"? Кто-то рождается с золотой ложкой во рту, а кто-то готов задавить друг друга в очереди за халявой (давка на Ходынке тоже вошла в повествовательную канву фильма).
В общем, такие фильмы нужны, очень нужны. Они заставляют думать, спорить, копаться в энциклопедиях, мемуарах и дневниках. И ещё... Я уже забыл, что можно так смотреть кино в кинотеатре - когда публика не чавкает поп-корн и чипсы, не дует газировку и пиво, не ржёт, не обсуждает глупые ужимки и шутки на экране - а СМОТРИТ КИНО! На просмотре этой картины в зале была именно такая атмосфера - внимательная, вдумчивая, заинтересованная. Наконец-то в кинотеатры потянулись интеллигентные люди... И за это спасибо режиссёру. Смог-таки их выманить в кино!