Опубликовано 11 Ноябрь, 2020 - 02:37

Повесть «Мальчик и ящерка» впервые была опубликована в 1985 году, в журнале «Уральский следопыт» № 1 – 2, это третья часть трилогии «Голубятня на жёлтой поляне». И, пожалуй, это самая смелая её часть.

 

Для СССР она очень нехарактерна тем, что в ней, похоже, впервые в творчестве В. Крапивина сказано, что смерти нет.

 

Я уже сказал, что теория Роберта Бартини построена на концепции реинкарнации.

 

Здесь, не смотря на то, что год публикации 1985, это сказано почти открытым текстом.

То, что жизнь построена на реинкарнации В. Крапивин успел написать открытым тестом в повестях «Портфель капитана Румба», отзыва на неё, увы, у меня нет на этом ресурсе, «Лето кончится не скоро», «Взрыв генерального штаба» и «Полосатый жираф Алик». В «Мальчике и ящерке» это открытым текстом не написано, да оно и понятно, повесь издана ещё в СССР, а официальная советская доктрина была материалистической, но зато намёки предельно прозрачные.

 

С самого начала, думаю, ясно, что, скажем так, мальчик с ящеркой это инкарнация Гельки Травушкина.

 

Есть и два других намёка. В мире «Голубятни…» мальчишки погибнув, могут не умереть, а стать другой энергетической формой жизни. Двумя такими формами: ветерками, небольшими мыслящими и живыми воздушными спиральными вихрями и галактиками. Галактиками в прямом смысле слова, гигантскими звёздными системами, состоящими из миллиардов звёзд, но при этом живыми и разумными звёздными системами. Что интересно, такие галактики, как и ветерки, тоже обязательно имеют спиральную структуру.

 

Довёл до логического кольца, кстати, эту мысль В. Крапивин в повести «Белый шарик матроса Вильсона», опубликованной в 1993 году, ей главный герой мальчик-звезда, мальчик-звезда в прямом смысле слова, звезда, которая умеет превращаться в мальчика. И эта звезда приходит в послевоенную Тюмень, что бы помочь другому мальчику, который стал её другом. И помочь в по настоящему в трагических обстоятельствах. И зовут эту звезду Яшка Скицин. Кстати, Яшка Скинцин не только мальчик-звезда, а он ещё и мальчик-вселенная, в прямом смысле этого слова, душа нашей Вселенной – Вселенной Великого Кристалла, это душа Яшки Скицина. Правда, это уже не из «Белого шарика…».

 

Подробнее об этом, думаю, лучше поговорить потом, но кое-что, думаю, можно сказать и уже сегодня, а заодно объяснить, что В. Крапивин, создавая такие повести, точно не сошёл с ума.

 

И здесь, полагаю, пора объяснить кто такие «Те, которые велят».

 

Дело в том, что это звёзды, звёзды, опять же в прямом смысле этого слова. Первым это понял В. Талалаев, и опубликовал в своей книге «Топологии Миров Крапивина», на неё здесь, увы, у меня тоже нет отзыва.

 

«Те, которые велят» приходят, что в мир Планеты, что в мир, скажем так, Земли на которой Ратальский космодром, тоже через реинкарнацию, но воплотившись не в тела людей, а в гипсовые статуи и манекены, и статуи и манекены, после того, как «Те…» в них воплотились, становятся, нет, не живыми, а, скорее, квази-живыми, и разумными. Звезда – Яшка Скицин, же, пришёл в послевоенную Тюмень точно так же, воплотившись в гипсовую статую. Только вот в его случае статуя стала по настоящему живой и по настоящему разумной, она стала самым настоящим мальчиком. И, понятно, в «Белом шарике матроса Вильсона» Яшка Скицин далеко не единственная разумная звезда, а там показано целое их сообщество.

 

И в этом главная разница между звёздами, которые «Те, которые велят» и между такими звёздами как Яшка Скицин. Кстати, «Те, которые велят» могут воплощаться только в статуи и звёзды, в галактики и целые вселенные как Яшка Скицин и Гелька Травушкин они воплощаться не умеют.

 

То, что в нашем мире «звездами», в переносном смысле, в основном становятся мерзавцы известно испокон веков и это вытекает и из теории Братини. Я, кстати, разработал как-то, опираясь на это, «Концепцию зверей и скотов», она опубликована в Интернете, но, по понятным причинам, я не могу дать здесь ссылку.

 

Важная мысль В. Крапивина в том, что галактиками и вселенными, во всяком случае, во Вселенной Великого Кристалла у них стать не получается. Хотя они очень этого хотят, и пытаются этого добиться изо всех сил, и не перед чем не останавливаясь.

 

Детально об этом можно прочесть в главе «Гипсовые звёзды» в указанной книге В. Талалаева, хотя, здесь, я позволил себе несколько развить его мысли.

 

Теперь к вопросу: Не сошёл ли В. Крапивин с ума, публикуя такие мысли?! А его часто задают в сети, особенно после повести «Полосатый жираф Алик».

 

Нет, не сошёл.

 

Научных доказательство реинкарнации всё больше, равно как и всё больше серьёзных научных исследований об этом. Но если так, то, кто сказал, что разумные существа могут воплощаться только в живые организмы, и только в людей?

 

С позиций современной науки разумным существом не обязательно должен быть живой объект, равно как и разумным существом может быть и объект гигантский, если он самоорганизующаяся система. И в научной фантастике самоорганизующихся систем уже описана масса, кстати, я уже не раз это говорил, но, думаю, здесь не грех повторится.

 

Наиболее удачное и наиболее научно обоснованное описание самоорганизующихся систем, на мой взгляд, сделал украинский учёный-нейробионик и писатель-фантаст Владимир Кузьменко, в его научно-фантастическом романе-эпопее «Древо Жизни». Кстати, В. Кузьменко и был как раз, в том числе и, кибернетиком и специалистом в области сложных самоорганизующихся систем. Равно как и кибернетики, давно уже поняли, что сложные самоорганизующиеся системы могут не только искусственно создаваться человеком, но и возникать по естественным причинам. Понятно, я не буду здесь останавливаться на самоорганизующихся системах описанных В. Кузьменко поскольку для неподготовленного человека это сложновато. А я остановлюсь на трёх хорошо отработанных в массовой культуре самоорганизующихся системах, на которых уже останавливался не раз.

 

Первая – это разумный океан на планете Солярис, у Станислава Лемма. Вторая это Эйва, из фильма «Аватар». Обе указанные системы возникли по естественным причинам. Есть и третья широко известная фантастическая самоорганизующаяся система, на этот раз созданная людьми, система в кино-эпопее «Матрица» Вачовски.

 

Отрицать научно, что подобные самоорганизационные процессы возможны не только в биологических системах: океан Соляриса и Эйва, или кристаллических: Матрица, но и плазменных: звёздах, сегодня нельзя и близко. Мир плазмы, как и мир энергии, равно как и энергетических систем это очень интересный и совершенно непознанный мир. Мы, например, на сегодняшний день понятия не имеем что это такое за плазменная структура – шаровая молния. И, кстати, между миром «Матрицы» Вачовски и миром Великого Кристалла В. Крапивина, куда больше общего, чем кажется с первого взгляда. Но ясно одно вопросы самоорганизации, что материи, что энергии намного сложнее, чем считалось ещё совсем недавно.

 

А на этом фоне мысль о том, что Гелька Травушкин, трагически погибнув, мог воплотиться не только в тело другого мальчика, но и в целую галактику уже не кажется такой безумной. Равно как и мысль о воплощении души Яшки Скицына в целую Вселенную. Кроме того, очень похоже, если судить по делам Роберта Бартини, что «дисковцы» знали об этом куда больше, чем современная наука.

 

Мне очень хотелось бы так же обсудить концепцию инферно, отлично раскрытую Иваном Ефремовым в «Часе Быка» и неслабо затронутую в «Голубятне…», особенно на фоне того, что Гельке Травушкину, таки, удалось разомкнуть кольцо инферно, причём, не только в пространстве, но и во времени. Но отзыв и так уже большой, надеюсь, что дальнейшее изучение творчества В. Крапивина ещё даст мне такую возможность.

 

Если понравился отзыв, ставьте лайки, подписывайтесь на мои отзывы, делитесь отзывами в социальных сетях и на других ресурсах, читайте другие мои отзывы, пишите комментарии, высказывайте свои идеи и соображения.

Достоинства
  • Очень глубокое произведение.
Недостатки
  • Нет.
Оринрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также