Опубликовано 6 Декабрь, 2023 - 19:28

Вот и вышел в России на большом экране долгожданный фильм Хаяо Миядзаки "Мальчик и птица".

В Санкт-Петербурге премьерный показ состоялся 3 декабря 2023 года, я смотрела его в зале ScreenMax.

Когда я увидела рекламу этого события, то вопросов идти или не идти не было. С огромным уважением отношусь к таланту Хаяо Миядзаки и считаю его поистине Великим Творцом.

На долгих 10 лет он замолк и не показывал ничего зрителю, 7 лет велась работа над "Мальчиком и птицей".

Почему так долго? Потому что Миядзаки не захотел вводить современные компьютерные технологии для упрощения работы над мультфильмом и ускорения процесса, и каждый кадр по старинке отрисовывался вручную - а это колоссальный труд, учитывая какой мощный визуальный ряд у кинокартины.

В Японии аниме вышло в июле под названием "Как поживаете?". В российском прокате фильм обрел другое название "Мальчик и птица", которое кажется после просмотра очень плоским и малоподходящим в сравнении с исходным вариантом.

"Как поживаете?" - это не просто вопрос, а название очень популярного японского романа, написанного Ёсино Гэндзабуро. Роман посвящен взрослению подростка, оставшегося без отца.

«Как поживаете?» считается японской классикой. Международный институт детской литературы в Осаке включил роман в список ста лучших книг для детей, написанных между 1848 и 1945 годами.

Миядзаки признается, что эта книга одна из самых любимых для него с детства, но при этом аниме не стало экранизацией романа и такой цели не было. Как и для Хаяо, для героя аниме эта книга будет также важна, потому что центральная тема, безусловно, перекликается.

Итак, вернёмся к самому аниме "Мальчик и птица".

Хронометраж занимает 2 часа.

Первое, что отмечают все рецензенты — это потрясающий визуальный ряд. Я смотрела в зале с расширенным экраном СкринМакс и рада, что именно там состоялось знакомство. Потому что картинка шикарная! Много сочных насыщенных цветов, правдоподобное переплетается с вычурным и выдуманным, смотреть — одно эстетическое удовольствие, особенно осознавая, что вся эта работа кропотливо выполнена вручную, без компьютерной графики.

Повествование посвящено подростку Махито, мать которого умерла во время Второй Мировой войны.

Отец Махито женится на родной сестре его матери, они ждут малыша... Махито приходится нелегко - мучают страшные флэшбэки, съедает вина, что он не смог спасти мать, в новую школу ходить нет желания... Да еще и мачеха очень похожа внешне на его родную маму, то еще испытание для ребенка! Он замыкается в себе, закрывается словно в ракушку, иногда ведет себя эгоистично. И его можно понять. Ребенку сложно справиться с утратой самого близкого человека, эмоциями от горя и новыми условиями жизни. А отец уже строит новое семейное счастье...

Начало повествования вдумчивое, размеренное. Сюжет неторопливый и вполне понятный. Затем повествование их реалистичного перетекает в какой-то сюр, связанный с размышлениями о жизни и смерти.

Махито отправляется на поиски своей пропавшей мачехи Нацуко. Его спутником становится настырный человек-цапля. Он говорит Махито о том, что его мать всё еще жива и не умерла и увлекает его в странное путешествие в другие миры, за гранью настоящей реальности.

Скажу сразу, я впервые пожалела, что к мультфильмам не выдают программку с расшифровкой, что хотел сказать автор. Потому что одни персонажи сменяются другими - то одни птицы, то другие, то рыбы, то жабы. Всё это замешивается в одно тесто, в какой-то момент обнаруживаешь, что внимание отпустило попытки вникнуть в происходящее и просто смотрит на картинку, уже не силясь разгадать все символы. Множество персонажей остаются без раскрытия - кто это, какую роль играют, почему они здесь.

В этом аниме находят отражение размышления 82-летнего Хаяо Миядзаки о жизни и смерти, о мире и войне, размышления о перерождении душ и появлении новой души на свет. Но всё это замешано в такой винегретный сумбур...

Кстати, перед походом в кинотеатр я видела отзыв, в котором делался акцент на то, что в этом аниме есть очень визуально неприятные моменты - сцены, связанные с кровью, рыбьими кишками и прочими физиологичными моментами. Если бы не было такого акцентного заострения, то при просмотре я бы не заметила чего-то необычного - никакого упора на это не было, никакого ужаса и отвращения не вызывало. Даже удивило, что кто-то это отметил и выделил, хотя я сама не люблю натуралистические подробности в фильмах, но здесь ничего особенного не увидела.

Я видела не все работы Хаяо Миядзаки, но достаточное количество, и это аниме сильно отличается по восприятию и вовлеченности зрителя в сюжет. Хотя внешне много перекличек и сходства с другими более ранними работами, даже некоторые образы кажутся перекочевавшими.

Но сам сюжет как будто отпущен в открытый космос.

Ощущается, что "Мальчик и птица" - откровение и в чем-то исповедь пожилого режиссера-аниматора, прикосновение и осмысление к той стороне существования и бытия, к которой он всё ближе и ближе с течением времени.

Однако у меня не возникло интереса и вовлеченности, чтобы вместе с Миядзаки отправиться разгадывать его загадки и думать вместе с ним о вечном. Вообще никакого шлейфа и воспоминаний не оставил просмотр, никаких эмоций или сопереживания героям, скорее мысли о техничности и красоте исполнения. Хотя заявленная тема, с которой начиналось аниме - конечно, очень сильная, и были все шансы раскрыть ее красиво и глубоко.

Но... Такое послевкусие осталось, что пожилому Миядзаки главное было выговориться, а поймет ли кто-то его монолог - уже неважно... Что ж, и на это у него, безусловно, есть право.

Также к просмотру рекомендую:

Весна краснарекомендует
Читать все отзывы 21
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 21
Смотрите также