Опубликовано 26 Декабрь, 2023 - 12:28

  • Опыт использования:
    несколько раз

Всем доброго времени суток! Впервые фильм "Донни Дарко" Ричарда Келли я посмотрела в 2005-м. Я тогда ничего не поняла, но у меня осталось ощущение от прикосновения с чем-то таинственным и интересным, а ещё я запомнила, что кинолента довольно мрачная и местами депрессивная, поэтому задумав пересмотреть "Донни Дарко", я ждала соответствующее настроение. После просмотра фильм мне так понравился, что я решила посмотреть и режиссёрскую версию, она была снята на три года позже основного фильма, то есть, в 2004-м, и в ней режиссёр подробно объяснил свою точку зрения и дал ответы, о чем же эта кинолента - о подростке с шизофренией или о путешествии во времени.

Начнем сначала. С описания сюжета.

Американская семья Дарко живёт размеренно, у них красивый дом, трое детей, кажется, все здесь любят друг друга.

Но их единственный сын Донни страдает лунатизмом. По ночам он может выйти из дома и проснуться в отдалении от дома.

Он посещает психотерапевта и должен пить таблетки, нормализующие его состояние.

Однажды Донни слышит чей-то голос и следует за ним на улицу, где встречает человека в костюме кролика. Тот говорит ему, что скоро наступит конец света.

Через некоторое время на дом Дарко, прямо на комнату Донни падает двигатель от самолёта - никто не знает, откуда он вообще взялся и где сам самолёт.

Полиция берёт с семьи Дарко подписку о неразглашении информации.

Донни просыпается на поле для гольфа и возвращается домой живой и невредимый.

Ему удалось обмануть смерть, ведь если бы в ту ночь Донни остался в своей кровати, двигатель бы раздавил его.

Однако с тех пор Донни начинает видеть странные вещи - перетекающие жидкости, ведущие к важным в будущем предметам,

фрагментарные картинки из будущего и параллельную реальность, самым важным действующим лицом которой является Фрэнк - тот самый кролик, спасший ему жизнь. Кроме того, Донни пытается принять разрушение и смерть

как акт творения,

чтобы сделать важный шаг в будущем.

Персонажи.

Донни Дарко (актёр Джейк Джилленхол) - подросток 16-ти лет со свойственным мальчикам этого возраста поведением.

Он бунтует против сумасшедшего мира и взрослых-лицемеров, не стесняется открыто говорить правду и обличать глупость старших.

В некоторых описаниях фильма Донни написано, что Донни ненормальный, что у него проблемы с головой, но с первых кадров киноленты Донни проявлял себя как исключительно нормальный человек. Всё, что он говорит, - чистая правда, но она неудобна людям, это то, о чем не принято говорить, в основном это ситуации, когда старшие и более влиятельные навязывают свою бредовую точку зрения, а остальные либо соглашаются, либо молчат.

Донни отлично учится, у него есть друзья,

им интересуются девушки.

При этом у Донни ненормальные видения и воображаемый друг.

Некоторые поступки Донни могут действительно убедить зрителя в его ненормальности. Он неоднократно что-то разрушает. Донни хочет понять природу разрушения и смерти. Он хочет увидеть амбивалентность смерти, когда разрушение порождает что-то положительное, и мы видим, что действительно каждый акт разрушения Донни порождает нечто хорошее - у него появляется девушка, выясняется жуткая правда о популярном человеке.

Не случайно на праздновании Хэллоуина Донни выбирает костюм скелета, он пытается привыкнуть к смерти.

Девушка Донни называет его странным и говорит, что его имя похоже на имя супергероя. В конце концов ему действительно предстоит спасти мир от разрушения.

Семья Донни.

Эдди Дарко (актёр Холмс Озборн) - глава семьи и очень хороший отец. Он поддерживает своих детей во всех трудностях, дорожит ими.

Роуз Дарко (актриса Мэри Макдоннелл) - мать Донни. Она согласна на всё, чтобы её сын был здоров.

Родители Донни очень адекватные люди, они понимают, какой бред навязывают им и их детям извне и воспитывают их так, чтобы те могли отстоять свою точку зрения.

Отношение родителей к Донни сильно меняется после падения двигателя самолёта на его комнату. Если раньше они проявляли какую-то строгость к сыну, то теперь готовы простить ему всё, что угодно, они понимают, что спасение Донни - настоящее чудо. В сцене, где родители лежат в кровати и обсуждают случившееся, отец называет двигатель пулей, визуально он напоминает пулю, и благодарит кого-то за то, что он спас их ребёнка.

Сестра Донни Элизабет (актриса Мэгги Джилленхол) - 19-летняя девушка, проявляющая самостоятельность. Она собирается поступать в Гарвард и в то же время постоянно зависает со своим парнем.

Также у Донни есть младшая сестрёнка Саманта.

Школа. Ученики.

Гретхен Росс (актриса Джэна Мэллоун) - новенькая в школе, которая вместе с матерью сбежала от отчима в другую местность.

Девушка взяла себе другое имя, настоящее имя мы не узнаем, а вот Гретхен отсылает нас, конечно же, к "Фаусту" Гëте.

Гретхен Росс отличается от большинства школьников тем, что имеет свою точку зрения. В то же время она жертва - несчастная испуганная дочь, вынужденная скрываться от сумасшедшего мужика, живущая в страхе и за свою жизнь, и за жизнь матери. Она легко идет за Донни, несмотря на все его странности.

Черита Чен (Джолин Парди) - одноклассница Донни, приехавшая из Китая. На все нападки она отвечает только

Шаткнись!

Черита влюблена в Донни, тайно следит за ним. Думаю, свой танец в белом платье Черита танцевала, чтобы привлечь внимание Донни. Девушка постоянно служит объектом насмешек со стороны одноклассников из-за своего веса.

Друзья Донни, как и другие ученики, не представляют из себя ничего и являются воплощением бездумной толпы, которую легко повести в любом направлении.

Школа. Учителя.

А учителя в школе интересные! Самыми яркими среди них персонажами являются учительница английского и литературы и учительница физкультуры. Между ними идёт нешуточная борьба, и в этой битве мы видим столкновение двух разных взглядов на мир.

Новый мир, в котором каждый имеет возможность мыслить и выражать свою точку зрения представляет учитель литературы Карен Померо (актриса Дрю Бэрримор).

Женщина интересуется проблемами детей, понимает, как важно им найти себя в этом мире. Она невольно подталкивает Донни к некоторым поступкам и часто озвучивает проблемы, о которых тот думает.

В частности она говорит о двери в подвал, которая в каком-то смысле станет для Донни роковой.

Яркому и живому взгляду на мир учительницы литературы противостоит физручка Китти Фармер (актриса Бет Грант). Казалось бы, где литература и родной язык и какая-то физра, но режиссёр намеренно показывает, что самая большая агрессия может проистекать от самых незначительных вещей. Китти ведёт факультативные предметы, убеждая директора в их пользе для детей.

По сути Китти обычная фанатичка и, как модно сейчас говорить, яжемать. Она навязывает свою точку зрения, заставляя детей мыслить однобоко. Если прислушаться к советам женщины, станет жутко. Например, своей дочери перед выступлением она говорит:

Если тебя будет тошнить, просто проглоти это!

После этой фразы и меня сразу затошнило. Прикрываясь правами детей, Китти рушит чужие жизни, она глупа и очень деятельна.

Где-то читала, что Китти верующая. Нет, она именно фанатичка, верит она, кстати, не в Бога, а в психологические тренинги. Когда я смотрела этот фильм, думала, насколько же всё показанное актуально сегодня, когда Интернет забит различными технологиями управления сознанием. Китти без конца крутит ученикам тренинги одного популярного человека, на котором женщина буквально помешалась, и эти тренинги напоминают одновременно и общество анонимных алкоголиков, и промывку мозгов.

Директор школы полностью одурманен идеями Китти, которые она преподносит как высшее благо и заботу об учениках. Разумеется, можно задать вопрос, насколько умён сам директор, но он представляет общество, которому удобно не думать, а идти за сильным лидером, не важно, куда это приведёт.

Другие учителя, даже если не согласны с происходящим, предпочитают молчать, как учитель физики. Он так и говорит Донни, что не может рассуждать на определенные темы, потому что ему дорога его работа.

Немалую роль в фильме играет пусть и не учитель, но человек, влияющий на учителей и детей, Джим Каннингем (актёр Патрик Суэйзи). Он является создателем технологии, влияющей на сознанием, в основе которой два вектора страх и любовь. По сути же Каннингем учит однобокому взгляду на мир.

Другие важные персонажи.

Доктор Лилиан Турман (актриса Кэтрин Росс) - психиатр, у которого наблюдается Донни Дарко.

В своём лечении доктор постоянно использует гипноз. Под гипнозом ей удаётся узнать у Донни о его поступках и мыслях. Она уверяет родителей Донни, что у их ребёнка шизофрения, при этом сама Турман так не считает. Для понимания образа Турман советую смотреть режиссёрскую версию, в ней доктор ведёт с Донни долгий разговор о Боге, она пытается помочь парню принять идею существования Бога, называя его агностиком и говоря о том, что по характеру Донни требуются доказательства существования того или другого.

Бабушка Смерть - старушка 101 года, которая каждый день ходит к своему почтовому ящику, чтобы посмотреть, нет ли у нее писем. Часто она возникает на дороге прямо перед едущей машиной. Старушка говорит Донни несколько важных вещей, например, что все умирают в одиночестве и что у него осталось мало времени.

Фрэнк (актёр Джеймс Дювал) - самый загадочный персонаж фильма. Фрэнк - это тот самый двухметровый кролик, который в начале фильма спасает Донни от двигателя и дальше мерещится ему на протяжении всей киноленты.

Имя "Фрэнк" постоянно называют и другие персонажи фильма - учителя на уроках, родители Донни. В частности после падения двигателя отец Донни рассказывает жене о некотором Фрэнклине из школы, с которым произошёл какой-то несчастный случай со смертельным исходом. Отец Донни обращает внимание, что люди говорят, обсуждая смерть Фрэнклина, что он был обречён, то есть, это судьба, и что про Донни говорили бы то же самое.

Фрэнк - имя парня сестры Элизабет, именно с ним она созванивается и он провожает её домой.

А сцене в кинотеатре Донни спрашивает Фрэнка, почему его так зовут, и он отвечает, что так звали его отца и деда, что заставляет задуматься, о каком именно Фрэнклине говорил отец Донни.

Режиссёрская версия.

Когда фильм вышел в 2001 году, его трактовали по-разному, режиссёр ничего не отрицал и говорил, что у каждый имеет право на свою точку зрения. Когда я искала на ютубе фильм, чтобы сделать скриншоты, дабы не фоткать телевизор, то наткнулся на разбор "Донни Дарко", где автор утверждает, что всё происходящее находится в области подсознания героя, он приводит пример, что мама Донни читает "Оно" Стивена Кинга и что это как раз про область бессознательного. Я послушала минут 10 и выключила, для меня это, простите, бред. У режиссёра есть своя точка зрения, и он показал её в режиссёрской версии фильма. Она больше обычной на 20 минут. Некоторые фразы в режиссёрской версии вырезаны. Например, слова Фрэнка в кинотеатре

Мне так жаль!

или обзывательства в адрес Чериты после её выступления. Получается, что девушка грустит не из-за издевок одноклассников, а либо потому что предмет её воздыхания не смог оценить танец, либо она сама не довольна собой. Зато в режиссёрской версии расширены диалоги с психиатром, в частности, она признается, что даёт Донни не лекарства, а капсулы с водой, что подтверждает факт того, что женщина не считает Донни психически ненормальным. Также мы слышим развёрнутый разговор о Боге.

Но фишкой режиссёрской версии являются выдержки из книги Роберты Спэрроу о путешествии во времени.

Эту книгу читает Донни и узнаёт в ней происходящее с ним. На сайте фильма есть эта книга, и в ней есть несколько сложных понятий о параллельных вселенных и их взаимодействии. В режиссёрской версии мы видим выдержки из книги постоянно.

Какие-то события из фильма сопровождаются вставками из книги, здесь звучат понятия "тангенциальная вселенная", "манипуляторы", "проводники" и так далее.

Теория о путешествиях во времени делает фильм научно-фантастическим. В режиссёрской версии мы видим не только движущееся нечто,

но и то, как герой видит параллельный мир, мы видим портал. В этой версии становится понятной и концовка. Нам объясняют, что после взаимодействия с параллельной вселенной в определённых случаях (обойдемся без спойлеров), люди забывают прошлые жизни и могут иногда вспоминать что-то во сне.

Мы видим в конце некоторых персонажей, которые просыпаются ото сна. Кто-то в ужасе, как психиатр,

кто-то улыбается, а Фрэнк трогает свой глаз.

Визуал.

Фильм кажется мрачным, но весь визуальный ряд в нём осмысленный. В начале мы видим яркие кадры беззаботной жизни.

Они сменяются кадрами обрушения двигателя самолета, и мы переносимся в школу,

где не всё так гладко. Мы знакомимся с безумным миром, где людям насаждается узкое мышление, где невозможно проявление индивидуальности.

Часто в финале мв видим люстру в доме Дарко,

она рухнула, когда на комнату Донни упал двигатель, и дальше люстра продолжает висеть, как ружьё на стене, готовое выстрелить.

Донни говорит, что видит, как небеса разверзлись,

и мы тоже наблюдаем за этими небесами.

Важную роль в фильме играет параллельный монтаж. Картины спокойной жизни людей

чередуются с безумными поступками или видениями Донни.

Совершенно потрясающая сцена, в которой психиатр говорит родителям Донни о шизофрении их сына, а в это время сам Донни стучит по прозрачной стене-порталу в другой мир.

Доктор всё сгущает краски, объясняя родителям, что у Донни плохо с головой, а Донни стучит по этой стене уже ножом, пытаясь проникнуть внутрь.

Фильм "Донни Дарко" часто называют сюрреалистичным.

Мол, всё, что в нём происходит - чистый сюрреализм. А разве не сюрреализм, когда нормальных людей называют психами, когда сумасшедшая фанатичка учит детей истинным ценностям, когда толпа бездумно следует за такими людьми?

Когда тебе никто не может помочь, кроме страшного кролика?

Саундтреки.

В фильме "Донни Дарко" удивительные саундтреки. Самый запоминающийся из них - заключительный, но другие создают атмосферу противоречивого, сложного мира.

Цитаты.

В фильме несколько сильных цитат. Мне больше всего запомнился диалог Донни и Фрэнка в кинотеатре:

Зачем ты носишь этот дурацкий костюм кролика?

А зачем ты носишь этот дурацкий костюм человека?

Запоминается и диалог Донни с отцом, в котором отец говорит, что все люди

набиты [ой]м

и если они тебе как-то высказывают своё недовольства, нужно ответить им

Fu** you!

Это мой девиз по жизни, к которому я пришла спустя много слез и разочарований. Я убеждена в том, что никто не имеет права осуждать другого и что можно долго стараться угождать другим, в итоге всё больше теряя своё "я", но всё равно этого никто не оценит, всё равно тебя будут считать никчёмной и указывать на твои недостатки. Я не говорю о том, что можно делать всё, что хочешь, но общественное мнение или общественное порицание - это последнее, чем должен интересоваться человек.

Впечатления о фильме.

Как я уже писала выше, "Донни Дарко" мне очень понравился своей глубинной, атмосферностью, он здорово снят и великолепно смонтирован.

Актёры в нём играют просто замечательно, в фильмах последних лет нечасто увидишь такую игру. Но так как "Донни Дарко" не хотели снимать, думаю, многие актёры понимали, что играют в нём не ради наград или получения какого-то одобрения кинокритиков, а больше на энтузиазме и заметно, насколько актёры отыгрывают свои роли.

Несмотря на наличие режиссёрской версии, где Ричард Келли "разжевал" многие непонятные моменты фильма, "Донни Дарко" всё ещё оставляет загадки. Его интересно анализировать и пересматривать, ведь выясняется, что в прошлый просмотр было что-то упущено.

Это отличный фильм о поиске себя, противостоянии личности и толпы, принятии амбивалентного мира и, конечно, путешествии во времени. Если кинолента кажется вам слишком сложной, смотрите режиссерскую версию, хотя для первого знакомства с фильмом несколько тяжеловато воспринимать вставки из книги.

Достоинства
  • Актеры
  • Диалоги
  • Идея
  • Монтаж
  • Музыка
  • Операторская работа
  • Персонажи
  • Сюжет
  • Тайна
AnastaziHoрекомендует
Читать все отзывы 22
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Необычный фильм)
26.12.2023
обожаю этот фильм)) иногда пересматриваю
26.12.2023
Фильм интересный👍
Мне такое сложно смотреть, но читаю с удовольствием Smile
27.12.2023
Недавно смотрели, что-то не отложился в памяти
27.12.2023
А вы его поняли или на заднем фоне посмотрели?)
27.12.2023
Да обычно смотрели, легли на диван и смотрели)))

Просто не зацепило. Во-первых, подростков не люблю.
А во-вторых, американское кино и философия - для меня не совместимые понятия.
Если я хочу что-то концептуальное увидеть - тут только Европа выручает.
Или Корея))

А Америку за другое ценю - вестерны, особенно старые с Клинтом Иствудом, гангстерские фильмы, особенно с Аль Пачино.
Ну и монстры проката конечно, блокбастеры там разные.

А этот не вписался в мои критерии. Поэтому выбираю Донни Браско))))
27.12.2023
я пропущу
Ну как так-то? Не помню этот фильм. Может просто не стала смотреть в своё время. Буду смотреть!
28.12.2023
Пересматривала несколько раз, классный фильм)
Не смотрела пока, но идея интересная.
03.01.2024
Не смотрела Smile .
Другие отзывы
Читать все отзывы 22
Смотрите также