Опубликовано 18 Май, 2023 - 17:32

Всем доброго времени суток!

 

Давайте сегодня порассуждаем, насколько представительницы древнейшей профессии могут быть отражением общества и влиять на его изменения. Одно из самых ярких в этом аспекте государств - это Франция времен Второй Империи, то есть, период с 1852 по 1870 год.

Как мы все знаем, в 1812 году была война с Наполеоном, которая завершилась поражением талантливого и амбициозного корсиканца. Понятное дело, что многие страны пострадали в результате его действий, однако, что же сделал Наполеон для самой Франции?

Великая Французская Революция, длившаяся с 1789 по 1799 года, полностью перевернула монархический и аристократический уклад страны. Те, кто был всем, либо пошли на эшафот, либо бежали из страны, а те, кто был никем, стали боротсья за власть. Так как революция официально шла почти десять лет, можно только догадываться, сколько событий и переворотов понадобилось французам, чтобы стабилизирвоать свое положение и вернуть спокойствие, одновременно сохранив достигнутое хотя бы внешне равноправие. Наполеон Бонапарт - блестящий военный карьерист - сумел занять видные позиции и в итоге в 1804 году провозгласил себя императором.

Началась борьба за удержание власти, Бурбоны не сдавались просто так, и время от времени возвращали себе трон. Одна форма правления сменяла другую, Первая Реставрация, Вторая, Июльская Монархия, Вторая Республика, страну просто трясло от перемен и разных королей/императоров, одно поколение совершенно не могло жить так, как предыдущее, люди боялись и... Безудержно жили.

Вторая Империя сменила Вторую республику, и характеризовалась экономическим подъемом за счет того, что Наполеон Третий отменил контроль торговли со стороны государства. Промышленное производство возросло в три раза, после многих лет отставания, Франция стремительно нагоняет другие страны по уровню развития. Разумеется, там, где появляются большие деньги, общество все больше и больше расслаивается, ведь если нет никакого контроля, то что мешает ставить цену, какую нравится, разорять конкурентов и давить всякую угрозу в виде частников? Если не умеешь вертеться и продавать что-то, увы, ты обречен быть нищим (ничего не напоминает?). Работы в деревнях все меньше и меньше, и многие деревенские жители бегут в столицу, чтобы хоть как-то прокормить свои семьи или самим не умереть с голоду и на холоде. Париж 18го века и Париж 19го века - это просто две разные планеты, если первый еще как-то похож на то, что было в Средневековье, то второй - это уже тот город, который мы могли бы назвать понятным нам, современным людям.

Там, где много денег - там всегда много предложений их потратить. Государство боролось как могло с болезнями, которые распространялись среди жителей, и одновременно искало способ заиметь денег с любой деятельности. Проститутки были, есть и будут всегда, это абсолютно неискоренимая профессия, и первыми это как раз поняли в том числе во Франции, приняв в первой половине девятнадцатого века так называемую Французскую систему - женщина могла работать проституткой, ее более не наказывали за это, не лишали свободы или жизни, как в Средневековье, но... Только в том случае, если она соблюдала закон и регистрировалась.

Какие были правила для этой профессии:

1. Обязательные медосмотры, как правило, раз в две недели. Если выявлялась какая-либо болезнь, то женщину препровождали в специальные лечебницы тюремного типа, откуда было сложно выйти, ведь многие болезни просто не умели тогда еще лечить.

2. Уплата налогов, за которой следили очень пристально. Забирали примерно 50 - 60% от доходов.

3. Любая незарегистрированная проститутция каралась весьма жестко законом, производились аресты и уголовные наказания.

Однако, такое узаконивание проституции привело к удивительному результату - появились те, кто стоял на самом верху это карьерной лестницы, кокотки или куртизанки. Безусловно, до Революции у всех почти королей и аристократии были любовницы, которых можно с натяжкой назвать проститутками высшего класса, так как верность они явно не хранили, охотно брали деньги и подарки, и в то же время считались какой-то силой, так как могли повлиять на своих любовников напрямую. Самая знаменитая любовница того времени, наверное, это Маркиза де Помпадур, официальная фаворитка Людовика Пятнадцатого, покровительница изобразительных искусств и, можно сказать, светская львица, законодательница мод. Чрезвычайно умная женщина, которая не зарывалась, никогда не просила невозможного, уважала короля и его официальную жену, просчитывала свои шаги на десять километров вперед, осознавая свое шаткое положение.

Но было одно громадное но: все почти фаворитки и любовницы были особами знатного происхождения, у обычной деревенской пастушки было очень много шансов стать жрицей любви, но очень мало возможностей пробиться в высший свет и влиять хоть на что-то. Этим и интересна Вторая Империя, так как кокотки или куртизанки чаще всего были неясного происхождения в принципе. Многие росли на улице, являясь сиротами, другие не знали, кто их отцы, так как мать сама не помнила, с кем зачала дитя, кое-кто, может, и имел любящую семью, но настолько нищую, что страстно желали что-то изменить в этой жизни.

Самые красивые, попавшие в модную струю, самые обаятельные и жестокие, самые манкие проститутки имели шансы стать куртизанками - жрицами любви наивысшего класса, которые брали огромные гонорары за свою деятельность, которые начали устанавливать свои правила в моде, музыке, живописи, которые имели близкие дела с аристократией и даже принцами/королями, и которые чаще всего не имели абсолютно никакого представления о том, как сохранить эту власть, как скопить денег и как удержаться наверху.

Эмиль Золя в романе Нана сквозь жизнь одной такой куртизанки показал все лицемерие, двуличность, лживость и показушную набожность, глупость и даже безумство людей, которые быстро зарабатывали, быстро тратили, обожали безвкусную роскошь, жили одним днем и боялись хоть на секунду задуматься, а что они, собственно, делают со своей жизнью. Одновременно высмеивались так называемые традиционные семьи, где муж ходил в спальню жены дай бог раз в месяц, не испытывая при этом ни капли чувств ни к жене, ни к процессу, и как этиим мужьям сносило буквально головы от первой же умелой куртизанки.

Посередине - Гортензия Шнайдер
Посередине - Кора Перл
Итак, роман с первых же страниц знакомит нас с театральной деятельностью и завсегдатаями светских сборищ. Есть и всем знакомые люди, и какие-то новенькие, еще не выучившие правила "приличия", есть юнцы, попавшие случайно, есть новая знать, которая обязана быть в курсе событий. Все ждут начала постановки, разгоряченные обещаниями режиссера представить публике новую актрису - Нана. Однако сразу же писатель показывает, что отнюдь не за актерские способности или удивительную красоту/пластичность он взял в труппу девушку, о нет, совершенно не за это. По сути, подобный спектакль - это проплаченный пиар-ход, чтобы продать куртизанку подороже, ведь только во время театрального представления она может официально разгуливать почти нагишом перед сотнями глаз, показывая товар лицом.

Нана - 18летняя манкая проститутка, которая неведомыми путями поймала удачу за хвост и сумела пробиться на сцену, где сразу же поймала несколько клиентов. Нана обладает удивительной притягательностью, как женщина, ее почти сразу многие хотят, причем не обязательно мужчины, она глупа, как пробка, недальновидна, по сути, ее единственный талант - это редкое чутье, кого именно перед собой хочет видеть клиент, бесталанная на сцене, в жизни она удивительно органично умеет изобразить все, что душа потребует.

Посередине - "Нана" Эдуарда Моне
Посередине - "Ложа" Огюста Ренуара
Одновременно Нана, как абсолютно безграмотный человек, совершенно не умеет распоряжаться поступающими дотациями от патронов, старых и новых. Она может тратить тонны золота на какую-то прихоть типа кровати из чистого серебра, но при этом иметь долги перед мясником и не собиратсья даже их как-то гасить. У нее есть сын, но она его редко видит, предпочитая отсылать деньги на его содержание своей тетке. В конечном итоге именно это ее и погубит. Наной интересуются люди самого разного круга, от таких же, как она сама, неудачливых актров, до самих принцев. Девушка не знает себя, отрицает действительность, когда в ее профессию вмешиваются хоть какие-то чувства, ее талант видеть людей пропадает, и она совершает одну ошибку за другой. Ее роман с другой проституткой заканчивается печально, как и отношения с коллегой по сцене.

Однако если нет ни капли любви, Нана жестока, как ребенок, способна уничтожить человека или переступить через его труп совершенно спокойно. Иногда в ней мелькает богобоязненность, но видя, как самые набожные люди падают ей в обьятья, она все больше и больше считает, что бога нет, а значит, и бояться нечего.

Наверху - Бланж Д'Антильи
Девушка добивается небывалой власти и роскоши, ее каждое слово ловят, ее внимания желают добиться, ее рисуют и ей посвящают картины, ради нее совершают самоубийства и отрекаются от своих семей. Но ей мало, как ненасытная черная дыра, она поглощает и поглощает чужие деньги и судьбы, выплевывая косточки самых слабых и нестойких. Нана - это символ того времени, когда большие деньги делались и терялись в секунду, когда хороший вкус никому был не нужен, когда наглость и беспардонность ценились на вес золота, а секс признавался самым сильным инструментом власти.

Однако даже сама Нана подозревает, что что-то идет не так, какой-то червячок, какая-то темнота отравляют ее мысли. И только столкнувшись с куртизанкой другого времени, той, которая более умно распорядилась своим телом и возможностями, Нана постепенно осознает, в чем отличие между ней и кем-то другим, более спокойным, разумным, честным и воспитанным. Осознает, и тут же в испуге отбрасывает эту мысль, чтобы не расстраиваться, чтобы не углубляться в основы своего поведения, поведения окружающих и чтобы не придти к страшному выводу - Нана пустышка, не человек, а всего лишь инструмент с хорошей растяжкой. А хочется быть человеком...

**********

Роман рекомендую к прочтению, если вы умеете не сопереживать героям, ибо тут сопереживать просто некому, все пусты до невозможности. Однако, если вам интересен подобный феномен человеческого существования, то покупайте книгу и наслаждайтесь историей Наны, куртизанки из навоза.

Достоинства
  • Превосходный слог
  • Сильно написано
  • Яркое красочное повествование
Недостатки
  • Грустный финал
Lepidopteraрекомендует
Читать все отзывы 14
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Люблю такие романы в духе «Ямы» Куприна
18.05.2023
И да, и нет. В России все же сословные различия сохранялись до двадцатого века, и проститутки со дна жизни очень редко становились куртизанками, поэтому Куприн про быт высшего общества не писал, Яма - это про обычных людей. Но направление да, одно и то же, показать людей и их пороки))
18.05.2023
Надо будет прочесть!
18.05.2023
Очень рекомендую! Хотя, возможно, лучше начать с "Западни", там предыстория родителей Нана.
31.05.2023
интересный отзыв) я не уверена что мне было бы интересно саму книгу почитать, но все же))
Другие отзывы
Читать все отзывы 14
Смотрите также