Опубликовано 24 Июнь, 2022 - 11:25

  • Опыт использования:
    неделя или более

Не могу назвать себя фанаткой Драйзера, хотя читала и «Американскую трагедию», и «Сестру Кэрри» и его путевые заметки во время поездки в СССР на десятилетие революции. Он – хороший, достойный писатель, просто, наверное, мы с ним не совпадаем.

Мой опыт прочтения его произведений как-то сформировал о нем представление как о человеке, ценящем и больше всего акцентирующем внимание на финансовых сторонах жизни. Что в «Американской трагедии», что в трилогии «Финансист. Титан. Стоик», да даже в публицистическом «Русском дневнике» у него во главе угла всегда стоит вопрос обеспеченности, социального статуса, все сюжеты закольцовываются на проблеме денег. Разумеется, попутно он касается и нравственных вопросов, но как-то правда, мое субъективное имхо, во всех его историях мысль одна – не повело родиться в богатой семье, мыкаться тебе в невзгодах до конца жизни.

Не знаю, отчего меня сейчас потянуло перечитать «Дженни Герхардт». Но если б я помнила, о чем эта история, слово даю, отодвинула бы эту книжицу подальше, не позволила бы топтаться по одной очень больной мозоли.

Вы любите историю о Золушке? Верите в миф, что «удобных» и безропотных барышень мужчины ценят больше всего? Тогда лучше бы вам узнать опыт Дженни Герхардт. Естественно, я не буду спойлерить и раскрывать сюжета, но циничный и несколько скупой на «розовые сопли» Драйзер еще в прошлом веке четко обозначил, какие последствия влекут за собой те или иные поступки. И хоть и горько признавать его правоту, но так и есть.

«Дженни Герхардт» - это отнюдь не женский романчик в самом пошлом смысле этого слова, уверяю. Да, это история старшей дочери добропорядочной немецкой семьи, эмигрировавшей в США, и ее попытках занять свое место в жестком капиталистическом обществе. Она отнюдь не глупышка, не пустышка, в ней нет ни грамма пошлости, лицемерия, меркантильности или инфантильности. И в этом-то и беда. Как и в жизни, у Драйзера – слишком много добродетелей до добра-то и не доводят.

У этого автора романы отнюдь не слезовыжималка и не беспощадная чернуха, но от этого какого-то смиренного принятия жизни со всеми ее подножками, подлостями и несправедливостями совсем не легче.

Какой-то парадокс, мне совсем не близка манера поведения, аргументы, которыми руководствовалась Дженни при принятии того или иного решения, но она не вызывает у меня желания повесить на нее ярлык смирной и безответной овечки и обвинить лишь ее одну в таком развитии событий. В жизни очень редко встречается такой тип людей как Дженни, и, будь моя воля, их бы под защиту определять вроде какого-то аналога Красной книги только для людей.

Добродетель — это великодушие, с радостью готовое служить всем и каждому, но общество не слишком дорожит этим качеством. Оцените себя дешево — вами станут пренебрегать, станут топтать вас ногами. Цените себя высоко, хотя бы и не по заслугам — и вас будут уважать. Общество в целом на редкость плохо разбирается в людях. Единственный его критерий — «что скажут другие». Единственное его мерило — чувство самосохранения. Сохранил ли такой-то свое состояние? Сохранил ли такой-то свою чистоту? Как видно, лишь очень редкие люди способны порою высказать самостоятельное суждение

О чем же эта история, если заглянуть под сюжетную обертку?

Мне кажется, она о том, к чему приводит безоговорочное следование требованиям общества. Массовым, но безликим представлениям об укладе жизни.

«Дженни Герхардт» была впервые опубликована в 1911 году, и если вы думаете, что все общественное давление осталось в том веке и в тех условиях, я разочарую. Изменилась форма и способы воздействия. Но суть осталась прежней. И лишь у единиц хватает духу наплевать на социальное давление, не вредя никому и в то же время не танцуя под чью-то дудку.

...жизнь очень похожа на фарс...Глупая комедия, и больше ничего. Единственное, что можно сделать, это сохранить свое "я". А честности, насколько я могу судить, от нас никто не требует.


Вот и один из главных персонажей романа, казалось бы, попытался держаться самостоятельно выбранного пути, но внешние обстоятельства и более влиятельные факторы все равно согнули его по своему подобию.

Грустно? Конечно грустно. И особенно на разрыв аорты это произведение будет восприниматься теми, в чьей жизни случалось расставание не из-за банальных ссор, нервотрепок с битьем посуды и прочим выносом мозга. А как-то тихо, цивилизованно, без ругани и взаимных проклятий, но оттого еще с бОльшей болью, которую никто не видит и с непоправимой опустошенностью, которую никому не заполнить. Эти чувства поразительно честно и в точку удалось передать даже такому прагматику как Драйзер. Если вам понятно то, о чем я пишу, вы поразитесь, как слово в слово Драйзер описал ваши мысли и чувства в такой момент.

Поразило меня и то, как тонко писатель подметил влияние технического прогресса на сознание и ощущение обычного человека. То, от чего мы мечемся, устаем и изнываем сейчас, так же изматывало и тяготило людей более века тому назад! Невероятно, правда, если мы сопоставим уровень технической и информационной нагрузки тогда и сейчас? А мысли и реакция людей остались прежними. Вот знал бы Драйзер!

«В наш век действие материальных сил почти неодолимо, - они гнетут и сокрушают душу. С ужасающей быстротой развивается и усложняется наша цивилизация, многообразны и изменчивы формы общественной жизни, на наше неустойчивое, утонченное и извращенное воображение крайне разнообразно и неожиданно влияют такие, например, факторы, как железные дороги, скорые поезда, почта, телеграф и телефон, газеты - словом, весь механизм существующих в нашем обществе средств общения и связи. Все это в целом создает калейдоскопическую пестроту, слепящую, беспорядочную жизненную фантасмагорию, которая утомляет, оглушает мозг и сердце. Отсюда своеобразная умственная усталость, и и каждый день множит число ее жертв - тех, кто страдает бессонницей, черной меланхолией или просто сходит с ума.»

И тема, к которой у меня так и не сформировалось однозначного отношения даже по прочтению романа. Тема безропотной жертвенности и бесконечной женской доброты. То, что это качество на пользу всем окружающим (хотя и не всегда встречает достойную благодарность), это всем понятно. Но вот с чем в итоге остается сам источник бескорыстной и самоотверженной доброты? Писатель озвучивает мысль, с которой вроде бы можно согласиться, но в то же время как-то сложно объять своим разумом. Или это только у меня так?

Пройдет немного времени, и все умрут – и она, и Лестер, и эти люди. Ничего нет реального и вечного, кроме доброты, сердечной, человеческой доброты. Все остальное преходяще, как сон.

Дженни была настоящим воплощением доброты и покорности для всех: для своих родителей, для мужчин, для братьев и сестер, для людей, которые считали себя вправе оценивать ее и вешать на нее ярлыки, для ударов, которые на нее обрушивала жизнь. Ее доброта действительно была вечна и реальна, но был ли кто-то (что-то) из приведенного списка добр к ней? Ну кроме матери, что все-таки хоть малость ожидаемо. В чем смысл такой реальной и вечной доброты, если само ее существование не множит это же самое чувство? А лишь уничтожает сам источник этой доброты. Заслуживает ли такой мир, такое общество такой чистой и искренней доброты?

Я склоняюсь к отрицательному ответу, хотя допускаю вероятность, что когда-нибудь поменяю свое мнение.

Поэтому, подводя итог, ничуть не покривлю душой если скажу, что «Дженни Герхардт» - это достойный, отнюдь не бессмысленный легкий женский романчик, но и каким-то переломным, кардинально меняющим личность я его назвать не могу.

Написан он легким, понятным слогом (кстати, была немало удивлена, что мое издание романа выпущено в переводе Норы Галь, талантливого и виртуозного переводчика, автора книги, которую я давно хочу прочесть «Слово живое и мертвое»), меня несколько утомляли эти финансовые перипетии и чрезмерная их детализация, но это Драйзер, это его фирменный акцент в любом произведении. Драйзер, несмотря на свой денежный фетиш, все-таки хорошо понимал человеческие чувства, страхи и слабости. И в этом ему веришь.

В этой истории, в отличие от той же «Сестры Керри» никто не вызвал у меня презрения и раздражения, лишь сожаление. А потому, отчасти в связи с некоторыми жизненными обстоятельствами, я еще раз вряд ли буду его перечитывать (теперь-то я запомню, как он меня эмоционально раздавил), но и отговаривать от прочтения не буду. Достойный роман с романтической ноткой.

Достоинства
  • Актуально
  • Заставляет о многом задуматься
  • Качественный слог
  • Не оставляет равнодушным
  • О семейных ценностях.
  • Поучительная
  • Прекрасно описаны чувства героев
Недостатки
  • Зацикленность на финансовых аспектах
olga.andrenkoрекомендует
Читать все отзывы 42
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
24.06.2022
замечательный отзыв.
30.06.2022
Спасибо вам.
Не читала)
26.06.2022
Ох, как же меня бомбануло в подростковом возрасте после "Дженни Гердхарт".
Вот так и вырастаешь из детских сказок, где у всех "милых, добрых и ласковых Настенек из Морозко" счастливая судьба.
И Вы абсолютно правы - ее часто с "Сестрой Кэрри" сравнивают, хотя совершенно разные героини и сюжетные линии.
30.06.2022
Да, Сестра Керри меня в конце истории вообще ошарашила своей трансформацией, какую-то брезгливость вызвала. А Дженни искренне жаль.
27.06.2022
Этот роман Я в свое время упустила. Начав с "Американской трагедии", которую в тринадцать лет совершенно не оценила, но запомнила.
Я запоем прочитала трилогию финансов.
С искренним удовольствием "Сестру Керри"... Но. Хотя последнюю читала лет в четырнадцать, почему-то совсем не запомнила.
Чувствую, что "Дженни Гердхарт" нужно перечитать сейчас. Главное найти в себе силы и погрузиться в непростой (ну, или как я его запомнила) язык автора.
Здорово написали, глубокий разбор - обожаю такое, но почти не встречаю. Я решила почитать этот роман. Сестра Кэрри и Финансист понравились. Мне как раз близко то, как Драйзер привязывает свои романы к теме финансов. Потому что они все-таки сильно влияют на нашу жизнь, и то как русские классики этого избегали, у меня вызывало раньше протест.
07.07.2022
Благодарю вас за мнение по поводу текста. Я люблю писать о книгах, но здесь мне это стаговится делать все сложнее. Если хотите, поделюсь ссылкой на свой канал, где мне не мешают писать так, как я хочу.
С удовольствием почитаю ваш блог!
Любимый роман, и любимый писатель. Да, Драйзер уделяет много внимания деталям и финансовой стороне. Он журналист по профессии, если мне не изменяет память. Поэтому во всех его книгах очень много документов, газетных заметок, терминов. Из всех писателей реалистов Драйзер самый любимый 🤗 есть версия, что роман Дженни Герхарт имеет в основе историю произошедшую с его сестрой.
19.07.2022
Да, я тоже это слышала. И "Американская трагедия" на основе реального преступления была написана.
Прочла все книги Теодора Драйзера, эту дважды перечитывала. По поводу денежного фетиша Драйзера, соглашусь) Но тем не менее, он один из любимых писателей для меня
15.06.2023
Что, даже отец Дженни не вызывает презрения?
Или скажете - "тогда время было такое" ?
----------
Или тот первый её мужик, который ребёнка заделать ей смог, а позаботиться о ней - это уже выше его сил? И ведь не пацан, а великовозрастный дядька, должен был понимать что к чему.
15.06.2023
Неа. Настолько привыкла к гадостям, исходящим от людей (неважно, близкие родственники или просто мимо проходящие), что нет желания и сил реагировать и эмоционировать. В порядке вещей.
Удивление вызывает когда происходит наоборот.
Другие отзывы
Читать все отзывы 42
Смотрите также