Не могу назвать себя фанаткой Драйзера, хотя читала и «Американскую трагедию», и «Сестру Кэрри» и его путевые заметки во время поездки в СССР на десятилетие революции. Он – хороший, достойный писатель, просто, наверное, мы с ним не совпадаем.
Мой опыт прочтения его произведений как-то сформировал о нем представление как о человеке, ценящем и больше всего акцентирующем внимание на финансовых сторонах жизни. Что в «Американской трагедии», что в трилогии «Финансист. Титан. Стоик», да даже в публицистическом «Русском дневнике» у него во главе угла всегда стоит вопрос обеспеченности, социального статуса, все сюжеты закольцовываются на проблеме денег. Разумеется, попутно он касается и нравственных вопросов, но как-то правда, мое субъективное имхо, во всех его историях мысль одна – не повело родиться в богатой семье, мыкаться тебе в невзгодах до конца жизни.
Не знаю, отчего меня сейчас потянуло перечитать «Дженни Герхардт». Но если б я помнила, о чем эта история, слово даю, отодвинула бы эту книжицу подальше, не позволила бы топтаться по одной очень больной мозоли.
Вы любите историю о Золушке? Верите в миф, что «удобных» и безропотных барышень мужчины ценят больше всего? Тогда лучше бы вам узнать опыт Дженни Герхардт. Естественно, я не буду спойлерить и раскрывать сюжета, но циничный и несколько скупой на «розовые сопли» Драйзер еще в прошлом веке четко обозначил, какие последствия влекут за собой те или иные поступки. И хоть и горько признавать его правоту, но так и есть.
«Дженни Герхардт» - это отнюдь не женский романчик в самом пошлом смысле этого слова, уверяю. Да, это история старшей дочери добропорядочной немецкой семьи, эмигрировавшей в США, и ее попытках занять свое место в жестком капиталистическом обществе. Она отнюдь не глупышка, не пустышка, в ней нет ни грамма пошлости, лицемерия, меркантильности или инфантильности. И в этом-то и беда. Как и в жизни, у Драйзера – слишком много добродетелей до добра-то и не доводят.
У этого автора романы отнюдь не слезовыжималка и не беспощадная чернуха, но от этого какого-то смиренного принятия жизни со всеми ее подножками, подлостями и несправедливостями совсем не легче.
Какой-то парадокс, мне совсем не близка манера поведения, аргументы, которыми руководствовалась Дженни при принятии того или иного решения, но она не вызывает у меня желания повесить на нее ярлык смирной и безответной овечки и обвинить лишь ее одну в таком развитии событий. В жизни очень редко встречается такой тип людей как Дженни, и, будь моя воля, их бы под защиту определять вроде какого-то аналога Красной книги только для людей.
Добродетель — это великодушие, с радостью готовое служить всем и каждому, но общество не слишком дорожит этим качеством. Оцените себя дешево — вами станут пренебрегать, станут топтать вас ногами. Цените себя высоко, хотя бы и не по заслугам — и вас будут уважать. Общество в целом на редкость плохо разбирается в людях. Единственный его критерий — «что скажут другие». Единственное его мерило — чувство самосохранения. Сохранил ли такой-то свое состояние? Сохранил ли такой-то свою чистоту? Как видно, лишь очень редкие люди способны порою высказать самостоятельное суждение
О чем же эта история, если заглянуть под сюжетную обертку?
Мне кажется, она о том, к чему приводит безоговорочное следование требованиям общества. Массовым, но безликим представлениям об укладе жизни.
«Дженни Герхардт» была впервые опубликована в 1911 году, и если вы думаете, что все общественное давление осталось в том веке и в тех условиях, я разочарую. Изменилась форма и способы воздействия. Но суть осталась прежней. И лишь у единиц хватает духу наплевать на социальное давление, не вредя никому и в то же время не танцуя под чью-то дудку.
...жизнь очень похожа на фарс...Глупая комедия, и больше ничего. Единственное, что можно сделать, это сохранить свое "я". А честности, насколько я могу судить, от нас никто не требует.
Вот и один из главных персонажей романа, казалось бы, попытался держаться самостоятельно выбранного пути, но внешние обстоятельства и более влиятельные факторы все равно согнули его по своему подобию.
Грустно? Конечно грустно. И особенно на разрыв аорты это произведение будет восприниматься теми, в чьей жизни случалось расставание не из-за банальных ссор, нервотрепок с битьем посуды и прочим выносом мозга. А как-то тихо, цивилизованно, без ругани и взаимных проклятий, но оттого еще с бОльшей болью, которую никто не видит и с непоправимой опустошенностью, которую никому не заполнить. Эти чувства поразительно честно и в точку удалось передать даже такому прагматику как Драйзер. Если вам понятно то, о чем я пишу, вы поразитесь, как слово в слово Драйзер описал ваши мысли и чувства в такой момент.
Поразило меня и то, как тонко писатель подметил влияние технического прогресса на сознание и ощущение обычного человека. То, от чего мы мечемся, устаем и изнываем сейчас, так же изматывало и тяготило людей более века тому назад! Невероятно, правда, если мы сопоставим уровень технической и информационной нагрузки тогда и сейчас? А мысли и реакция людей остались прежними. Вот знал бы Драйзер!
«В наш век действие материальных сил почти неодолимо, - они гнетут и сокрушают душу. С ужасающей быстротой развивается и усложняется наша цивилизация, многообразны и изменчивы формы общественной жизни, на наше неустойчивое, утонченное и извращенное воображение крайне разнообразно и неожиданно влияют такие, например, факторы, как железные дороги, скорые поезда, почта, телеграф и телефон, газеты - словом, весь механизм существующих в нашем обществе средств общения и связи. Все это в целом создает калейдоскопическую пестроту, слепящую, беспорядочную жизненную фантасмагорию, которая утомляет, оглушает мозг и сердце. Отсюда своеобразная умственная усталость, и и каждый день множит число ее жертв - тех, кто страдает бессонницей, черной меланхолией или просто сходит с ума.»
И тема, к которой у меня так и не сформировалось однозначного отношения даже по прочтению романа. Тема безропотной жертвенности и бесконечной женской доброты. То, что это качество на пользу всем окружающим (хотя и не всегда встречает достойную благодарность), это всем понятно. Но вот с чем в итоге остается сам источник бескорыстной и самоотверженной доброты? Писатель озвучивает мысль, с которой вроде бы можно согласиться, но в то же время как-то сложно объять своим разумом. Или это только у меня так?
Пройдет немного времени, и все умрут – и она, и Лестер, и эти люди. Ничего нет реального и вечного, кроме доброты, сердечной, человеческой доброты. Все остальное преходяще, как сон.
Дженни была настоящим воплощением доброты и покорности для всех: для своих родителей, для мужчин, для братьев и сестер, для людей, которые считали себя вправе оценивать ее и вешать на нее ярлыки, для ударов, которые на нее обрушивала жизнь. Ее доброта действительно была вечна и реальна, но был ли кто-то (что-то) из приведенного списка добр к ней? Ну кроме матери, что все-таки хоть малость ожидаемо. В чем смысл такой реальной и вечной доброты, если само ее существование не множит это же самое чувство? А лишь уничтожает сам источник этой доброты. Заслуживает ли такой мир, такое общество такой чистой и искренней доброты?
Я склоняюсь к отрицательному ответу, хотя допускаю вероятность, что когда-нибудь поменяю свое мнение.
Поэтому, подводя итог, ничуть не покривлю душой если скажу, что «Дженни Герхардт» - это достойный, отнюдь не бессмысленный легкий женский романчик, но и каким-то переломным, кардинально меняющим личность я его назвать не могу.
Написан он легким, понятным слогом (кстати, была немало удивлена, что мое издание романа выпущено в переводе Норы Галь, талантливого и виртуозного переводчика, автора книги, которую я давно хочу прочесть «Слово живое и мертвое»), меня несколько утомляли эти финансовые перипетии и чрезмерная их детализация, но это Драйзер, это его фирменный акцент в любом произведении. Драйзер, несмотря на свой денежный фетиш, все-таки хорошо понимал человеческие чувства, страхи и слабости. И в этом ему веришь.
В этой истории, в отличие от той же «Сестры Керри» никто не вызвал у меня презрения и раздражения, лишь сожаление. А потому, отчасти в связи с некоторыми жизненными обстоятельствами, я еще раз вряд ли буду его перечитывать (теперь-то я запомню, как он меня эмоционально раздавил), но и отговаривать от прочтения не буду. Достойный роман с романтической ноткой.