Опубликовано 12 Февраль, 2019 - 17:20

12-летний главный герой - подданный Великобритании и живет в обеспеченной семье в Шанхайском международном сеттльменте. События начинаются в декабре 1941 года и буквально по нескольким первым сценам можно понять о привилегированном положении британцев в Шанхае и о воспитании мальчика.

Сцена в школе, где нет ни одного китайца, кроме китайской прислуги каждого из учеников, дремлющей на лавках, пока их подопечные распевают британские песни:

Сцена во дворе, в которой главный герой играет с горящим самолетом, прислуга-китаянка пытается его остановить, а родители и в ус не дуют:

Изобилие сладостей, которые хоть и под запретом родителей для ночного перекуса, но немедленно становятся доступными при первом же нажиме на ту же китаянку.

Сцена, в которой мальчик пытается говорить с отцом о политике, о силе японской авиации и о том, кто по его мнению выиграет войну, и в которой отец не заинтересован ни в общении с сыном, ни в его взгляде на мир, ни в формировании у него любви к стране, чей флаг он носит на школьной форме, но которую с рождения не видел.

И, несмотря на то, что уже третий год идет Вторая мировая война, мальчик играет с моделями самолетов, на крыльях которых японский флаг. Он толком не знает своей Родины и даже не подозревает о степени опасности, которая скрывается за мощью Японии, самолетами которой он по-мальчишески восхищен.

А родители наслаждаются праздной жизнью на территории чужой страны, которую они по какому-то своему британскому величию возомнили что-то им должной.

Поэтому, хоть Шанхайский сеттльмент и не британская колония, а суверенная китайский территория, вся прислуга в семье мальчика - китайцы, для которых политические нюансы о суверенности - пустой звук, и главное то, что обращаются с ними, как с прислугой.

Это все предыстория большой истории мальчика, который после захвата Шанхая Японией оказался один без родителей между двумя враждующими государствами.

Его наивная убежденность в том, что он, как подданный Британии может рассчитывать на привилегированное отношение вызывает только ненависть и агрессию недавно прислуживавших ему китайцев.

Поэтому, из двух зол, угрожающих его жизни, он выбирает то, которое, по его мнению, может выиграть эту схватку, и, пытаясь сохранить себе жизнь, отчаянно хочет сдаться в плен к японцам, в связи с чем попадает в трудовой лагерь.

Я видела комментарии, в которых мальчика обвиняют в трусости, отсутствии патриотичности, мол, наш советский ребенок так бы не поступил; но не нужно забывать, что ключевое слово здесь "ребенок". Наши советские дети хорошо осознавали, кто свой, кто чужой, и отчаянно ненавидели тех, кто пришел лишить их свободы потому, что были гражданами той страны, на которую напали, и в которой были нужны взрослым.

Здесь же все британцы свалили первым же пароходом в более безопасные места, предварительно прочно укрепив ненависть к себе среди местного населения, и мальчик оказался на арене войны в чужой стране, где местное население ненавидело его как колонизатора.

Это не трусость, а отчаянное желание выжить любой ценой, и слава Богу, что этому ребенку хватило смекалки найти способ сохранить себе жизнь.

Мой любимый режиссер Стивен Спилберг. Каждый раз я восхищаюсь его способностью заставить меня посмотреть с интересом фильм даже в совершенно не интересующем меня жанре. Но в данном случае в одном фильме Спилберг показал сразу две из моих любимых тем - Вторая мировая война и дети.

Я не могу поставить фильму высший балл, потому как хоть я и осознаю, что ужасы войны показаны глазами мальчика подростка, и в фильме есть несколько очень сильных моментов, таких как:

- бомбежка лагеря, когда мальчишеское восхищение авиацией затмевает страх погибнуть и, кажется, мальчик впервые осознает, что он по-настоящему в плену и хочет свободы;

- вспышка после взрыва ядерной бомбы над Нагасаки

Сегодня я узнал новое слово - "Атомная бомба".

- дружба с японским мальчиком-камикадзе.

Но все же мне чего-то не хватило в фильме, я уже второй день думаю, чего именно, и не могу понять,

- Масштабов трагедии? (возможно, детский взгляд их не охватил)

- Патриотизма? (сама же выше написала, почему его особо то и нет)

- Ужасов лагерной жизни (кроме постоянного недоедания) ? (ранее я видела фильмы только о немецких концентрационных и лагерях, возможно, жизнь в лагерях для не еврейского населения была проще? но мне не верилось, что все действительно так терпимо);

- Сентиментальный конец (я вообще-то за хеппи-энды, но мне показалось, что он здесь слишком намыленный, даже Роулинг в сказке для детей описала потери войны более реалистично и аргументировано, чем Спилберг в этом фильме для взрослых).

Когда пойму - допишу.

Гурьянова Тамарарекомендует
Читать все отзывы 3
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
тоже надо посмотреть, такой патриот как я Laughing out loud
Другие отзывы