Опубликовано 15 Апрель, 2024 - 21:14

  • Опыт использования:
    один раз

Фильм Солтбёрн в прошлом году, но поначалу как-то мимо меня прошёл - нигде я не слышала о нём упоминания. Возможно, ему пошёл во вред одновременный выход с Барби и Оппенгеймером, но те видеоблогеры, которых я смотрю, которые обсуждают новое кино, про Солтбёрн не упоминали. А вот общаясь с подругой я о нём и узнала и описание её было очень похоже на то, что пишут о фильме люди, ставя ему одну звезду. Вот только она была от него в восторге и я решила провести вечер за просмотром этого фильма.

 

✅ Эстетика
Первое, что меня поразило в нём - это каждый кадр, насквозь пропитанный эстетикой. Причём где-то она прекрасна в самом широком смысле, а где-то отвратительна, но всё ещё эстетична. Все сцены - это результат тонкой работы оператора, художника по костюмам и декорациям, интерьерам, видеоредактора, корректирующего контрастность, да вообще всех, кто отвечал за визуал, ну и собственно, актёров, тонко играющих свои роли каждой мускулой на лице и теле.

Интерьеры, архитектура подчёркивают душевные состояния персонажей, выступают негласными комментариями к происходящему на экране.
События фильма происходят в 2006 году, поэтому здесь есть много ностальгических моментов для нашего поколения (для кого 2006 год не ностальгический, тем пока рано смотреть Солтсбёрн Smile ), это элементы одежды, музыка, причёски, увлечения того времени, вызывающие тёплые уютные воспоминания.

 

✅ Постепенное нагнетание
Фильм, начинающийся с теплоты, уюта, выглядящий как типичный молодёжный фильм нулевых о любви тинейджеров, постепенно переходит в хоррор. Мне очень нравятся фильмы/сериалы, которые либо в течение фильма, либо от серии к серии, превращают историю из милоты в кошмар, хорошим примером тут будет Гарри Поттер, где первые фильмы были такими тёплыми и лайтовыми, а последние уже холодные и пугающие. Вот и в Солтбёрн с развитием сюжета нагнетает всё больше тревожности.


В центре сюжета находится популярная в искусстве тема конфликта между богатыми и бедными, но раскрыта она оригинально. Главный герой у нас этакий невзрачный подросток Оливер (Барри Кеоган) из совершенно банальной семьи, который жаждет жить другой жизнью, причём настолько загорается этой идеей, что готов обманывать своих друзей, возлюбленного, предавать близких, готов идти на разные жуткие ухищрения и совершенно низкие поступки.
Очень интересно, что Оливер поначалу скромный, тихий, невзрачный парень, которого либо буллят, либо не замечают, но по мере развития сюжета мы видим как он развивается, раскрывая свои истинные намерения и низменные желания. Вообще кому нравятся фильмы о жутких маньяках (например, "Дом, который построил Джек" или "Потрошитель" про Теда Банди), тем скорее всего понравится и этот фильм, потому что он тоже пробирает до мурашек, только здесь главный герой имеет более глобальные и осмысленные цели, но при этом как-будто ещё более "поехавший", чем привычные маньяки. И мне нравится, что его безумие и мотивы раскрываются очень постепенно, даже самый конец фильма вызывает очень яркие впечатления, наверное самые грандиозные за весь фильм.

 

Метафоры
Фильм насквозь пронизан разными метафорами, особенно визуальными (самая очевидная, первая пришедшая на ум - лабиринт фавна на дне рождения Оливера). Эти метафоры многим (а я вижу это и по отзывам) могут показаться невероятно мерзкими, но в этом их суть и смысл. Многие ощущают отвращение и это останавливает их от того, чтобы осознать происходящее. В хорошем кино, тем более таком символичном, ничто не происходит на экране просто так.
Например, в стремлении втереться в доверие к девушке из аристократической семьи, Оливер вовлекается с ней в интимный акт в период менструации, что показывает насколько он жаждет иметь в себе аристократическую кровь, отсутствие которой в нём его так бесит. Он буквально пьёт менструальную кровь, чтобы символически приобщиться к этой семье.

Похожая сцена происходит и в ванной, в которой мылся и самоудовлетворялся сын этого аристократического семейства - Феликс. Оливер снова поглощает биологические жидкости, но на этот раз не кровь семейства, а её гены, семя, снова показывая нам как же он жаждет до безумства, до изнеможения быть частью этой семьи. И таких метафор много, они жуткие, но не оставили меня равнодушной.

 

Единственный недостаток
Долго я думала что в этом фильме вообще может быть не так, что мне не понравилось и думала я несколько недель, а не набрала даже двух недостатков. Единственный минус - главного героя Оливера, очевидно тинейджера, подростка играет Барри Кеоган, которому 31 год.

Здесь вообще молодых людей играют уже взрослые люди, например Феликса играет Джейкоб Элорди, которому 26 лет, но, во-первых, 26 не 31, всё таки, а во-вторых, актёр выглядит очень молодо, у него черты лица практически подростковые, а вот у Барри Кеогана уже само по себе лицо не только такое отталкивающее, но и очень взрослое, впрочем сыграл он мастерски и лицо только дополняет его зловещую мерзкость.

 

Кому смотреть?
Солтбёрн - кино явно не для массового зрителя, и те, кто ставят ему 1 звезду, смотрели не то, что следует. Я считаю так - плохой фильм - это скучный фильм. Если фильм вызывает любые эмоции, кроме скуки - он уже неплохой. Если при просмотре неуютно, страшно, противно или ещё что - фильм делает своё дело, ему удалось повлиять на зрителя, не оставить его равнодушным.


Данное кино - это не развлекательный фильм, а кинокартина, наполненная образами, отсылками, да есть мерзкие моменты, но брезгливость - признак пуританства. Да, фильм пугает, но пугают и фильмы ужасов, они от этого не плохи, потому что это их задача. Этот фильм должен пугать, вызывать тревогу, возмущение. В нём нет положительных персонажей, сложно сказать что тут можно кому-то сочувствовать, так что фильм не посягает на чувство справедливости, он просто рассказывает через образы о столкновении двух видов зла - аристократии, которая ставит себя выше "простых людей" и "простого человека", обезумевшего от жажды стать аристократом. Я бы даже сказала (вынесу это даже в заголовок), что это столкновение зависти и гордыни (между прочим, двух смертных грехов). Никакого хэппи-энда, потому что добра никакого нет - здесь зло сталкивается со злом, а мы наблюдаем за этим со стороны и наслаждаемся тошнотворной эстетикой. Я в восторге от фильма и рекомендую его людям искусства. Всем моим знакомым художницам он понравился. Консервативные же люди не оценили. Ну и, разумеется, гомофобам здесь не место.

Достоинства
  • Великолепные метафоры
  • Визуал впечатляющий
  • Глубокомысленно
  • Держит в напряжении до конца
  • Дух нулевых
  • Жуткие, мерзкие, но эстетические сцены
  • Игра актеров
  • Каждый кадр прекрасен
  • Множество отсылок на культуру
  • Нестандартный финал
  • Фильм богат эстетикой
Недостатки
  • 18+
  • Главный актёр не похож на тинейджера
  • Не для консерваторов
  • Не для массового зрителя
  • Не развлекательный фильм
Нillаbushрекомендует
Читать все отзывы 20
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 20
Смотрите также