Опубликовано 27 Сентябрь, 2020 - 13:01

  • Опыт использования:
    несколько раз

Пьеса "Горе от ума" нравилась мне и в школе. Ну как же: такой умный и такой непонятый обществом Чацкий. Сразу думаешь: ах ты ж Софья, как же ты могла предпочесть такому человеку Молчалина! На ее месте должна была быть я )))

И вот, спустя 20 с лишним лет решила я перечитать это произведение. Получила море удовольствия.

Мое издание старенькое, еще 70-х годов, поэтому сохранность так себе.

Примерно 2/3 книги - собственно пьеса, еще треть - письма Грибоедова и какая-то обширная критическая статья. Издание даже с иллюстрациями, их автор - Т. Шишмарева.

Вообще, на классику отзыв писать сложно. Есть риск уйти в пафосное восхваление или в шаблонные фразы на тему "что хотел сказать автор". Но я все же постараюсь обойтись без поисков глубинного смысла и описать свои впечатления.

"Горе от ума" известна прежде всего как кладезь афоризмов. Думаю, даже тот, кто ни разу не открывал пьесу, слышал фразы "Счастливые часов не наблюдают", "Герой не моего романа", "Служить бы рад - прислуживаться тошно" и многие другие, которые давно и прочно вошли в обиход.

Но помимо этого пьеса удивительно актуальна. Когда читаешь эти строчки, даже не верится, что написаны они были 200 лет назад. Разве что слегка устаревший язык их выдает, а смысл - актуален до сих пор.

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве
И где не воскресят клиенты‑иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?

В 38 лет я оценила юмор, которого не замечала в 15. Чацкий тот еще тролль. Думаю, в наше время он имел бы все шансы стать популярным блогером )) Но и в школе, и сейчас вызывает легкое недоумение: нафига он свои пламенные речи толкает всем подряд? Фамусову, Скалозубу, светскому обществу на балу. Александр Андреич производит впечатление неофита, который только-только открыл для себя важные идеи и не может держать их в себе. Возможно, так оно и есть, и не только София была причиной того, что он внезапно сорвался в Москву и "верст боле семисот пронесся - ветер, буря".

Насчет Софии - в 38 лет ее понимаешь лучше, чем в 15. И когда Чацкий ссылается на то, что вот у них в детстве была некая симпатия друг к другу, а тут он спустя три года возвращается и встречает холодность. Ну... Я понимаю, что в начале 19 века 16-17 лет был самый возраст на выданье. И все же: когда герой свалил в туман (насколько можно понять, без предупреждения, просто потому, что так его левой пятке захотелось), Софье было 14 лет. Как-то странно ожидать, что в этом возрасте чувства настолько сильны, что сохранятся спустя три года, питаясь лишь воспоминаниями. Тем более, судя по всему, там ничего серьезного и не было - так, увлечение между двумя подростками, которые с детства росли вместе.

Да и ее увлечение Молчалиным понятно. Судя по всему, выбора у Софьи особого не было, а романтичный робкий возлюбленный, с которым можно читать книги и играть на фортепьяно, всяко лучше солдафона Скалозуба, который только о военной службе да плаце может говорить.

Вряд ли есть люди, которые не знают сюжет хотя бы в общих чертах. Но все же на этом остановлюсь, чтобы не превысить лимит спойлеров ))

Отдельно хочется упомянуть сцену бала у Фамусова и персонажей, которые там собираются. Она восхитительна: столько разных узнаваемых типажей. Ироничность, с которой Грибоедов описывает этот паноптикум, однозначно можно оценить только будучи взрослым, школьники едва ли ее поймут.

Пьеса небольшая и читается достаточно быстро - день, максимум два. При этом отметила бы легкость диалогов: во время чтения практически не возникает ощущения, что книга написана 200 лет назад. Да, конечно, есть устаревшие слова. Но за счет того, что речь персонажей близка к разговорной - нелетиратурные формы слов, в большинстве своем достаточно короткие реплики - нет ощущения искусственности и неестественности. Но справедливости ради - есть несколько длинных монологов, читать которые сложновато. В том смысле, что их не пробежишь глазами по диагонали, приходится вникать в каждую строчку, иначе смысл ускользает. Таких монологов не много - штук пять-шесть, но на них можно немного споткнуться.

В остальном - великолепное произведение, написанное красивым сочным языком и актуальное до сих пор. Конечно, рекомендую.

Достоинства
  • Актуально во все времена
  • Богатый, красивый язык произведения
  • Смысл
Недостатки
  • Длинные монологи читать порой сложновато
Ledi Morganaрекомендует
Читать все отзывы 23
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
В школе тоже нравилась эта пьеса, к сожалению, не перечитывала. Интересный отзыв.
27.09.2020
Перечитайте при случае. Она того стоит.
27.09.2020
Только сегодня болтала с хозяйкой книжного магазина о библиотеках, классике и т.д. И она сказала, что захотелось перечитать "Горе от ума" и "Обломов", в итоге совсем другое восприятие!
28.09.2020
"Обломова" я пока перечитывать не хочу, но, может, когда-нибудь дозрею и до него.
28.09.2020
Одно из немногих произведений, которое понравилось в школьной классике, потом уже в университетские годы попалсь спектакль по этой пьесе на канале Культура, я прямо залипла, да и Чацкого играл прямо красавчик. Когда читала Цветы для Элджернона, тоже вспомнила, невольно проводилось много параллелей. И вот снова Ваш отзыв напомнил об этой неустаревающей пьесе. Спасибо за отзыв
28.09.2020
Рада, что отзыв понравился. Спектакль я видела только один, там Чацкого Меньшиков играл. Еще Екатерина Васильева играла, по-моему, Хлестову, остальных актеров уже не помню. Но мне эта постановка не очень понравилась, во всяком случае, телеверсия, показалось, что некоторые актеры переигрывают, да и ожидания, пожалуй, были завышенными.
Другие отзывы
Читать все отзывы 23
Смотрите также